Мистическое Озеро и его обитатели
Мистика в данном случае – это что-то непостижимое и потустороннее, существующее в другом измерении. Именно таким, таинственным и загадочным, представляется сначала образ Озера. Но позже становится ясно, что Озеро в фильме – это явление, символизирующее всю нашу жизнь или планету, а его водные просторы подобны вселенскому Океану. И этот Океан посылает главному герою судьбоносный подарок – прекрасную спутницу, такую же таинственную и непредсказуемую, как само Озеро…
У героев фильма нет имён, но назвать их можно по-разному – Он и Она, Адам и Ева, Мастер и Маргарита, Художник и Муза. И все эти определения будут верны, потому что авторы фильма никому ничего не навязывают – зрители сами должны догадаться о смысле происходящего. И все слова героев – всего лишь маленькие реплики, потому что главное и настоящее рассказывается по-другому – мелодиями первозданной природы.
В первые дни творения Он и Она знакомятся друг с другом – по этому случаю Фея Озера одета в строгое тёмное платье. Но официальное представление заканчивается напоминанием об извечном – предназначении Музы.
В следующие дни творения Фея Озера одета в другие наряды – более простые и естественные. А может быть, это другая Фея, потому что подобные волшебные создания долго не живут – они, словно прекрасные бабочки, подарят мимолётную радость и улетают…
А у Мастера каждый день начинается с добывания хлеба насущного – творческий процесс у художников часто протекает незаметно для них самих. И лишь после кризиса у Музыканта начинается процесс выздоровления – по этому поводу Фея Озера одевается в пышное белое платье. Для неё это радостное событие, сродни свадьбы, но одновременно и грустное, потому что напоминает о предстоящей разлуке…
…Непросто складывается дальнейшая судьба Музыканта – рождение творческого замысла происходит в больших муках, плутает по протокам озера, пробирается через камыши, слышит жалобный плач новорождённых. А сколько ещё надо времени, чтобы этих детей вырастить, вывести их в люди, наловить для них рыбы, почистить эту рыбу…
И вот Муза и Художник после пронзительного венчания отправляются в свадебное путешествие, но… их лодка тонет, разваливаясь то ли на берегу, то ли в воде. Но разве это важно? Главное – не останавливаться!.. Блестяще снятая и сыгранная сцена!..
И вообще, в фильме «Озеро» много кинематографических находок – для создания мистической картины авторы задействовали поистине мистические методы…
Чего стоит, например, иронически-философский взгляд Русалки на маленький «улов» рыбака?..
А цветочный разговор с Маленьким Принцем?..
А ужасный рёв зверя в тёмной чаще, которая сама по себе страшнее любого зверя?..
А радостные возгласы купающихся ребятишек, до боли напоминающие собственное детство?..
Фильм «Озеро» удивляет, поражает, заставляет задуматься о вечном…
И хотя главная героиня повторяет судьбу сказочной Снегурочки и Маленького Принца, её смерть не воспринимается трагически – она лишь ярче высвечивает Жизнь, наполненную Любовью.
Муза уходит, но остаётся вдохновение – Мастер стал слышать музыку, начал видеть картины. И мы верим, что этот Художник создаст своё великое произведение искусства...
Светлана Шакула, искусствовед
|