Несколько слов о фильмах "ОУМ" и "ОЗЁРНАЯ ЭЛЕГИЯ"
Из анонса показов фильмов программы "РАЗУМНЫЙ КИНЕМАТОГРАФ" в 2020 году.
...Александр Свешников снова удивит нас философскими размышлениями, на сей раз эти размышления представлены в идеальном художественном решении – без закадрового текста. Фильм «Озерная элегия» снят на Русском Севере. Бескрайняя гладь озёр, в которых отражается небо, зелёные шапки островов, каменные россыпи — луды, мистические туманы, рассветы и закаты… Это не видовой фильм, это скорее фильм-философия, фильм - осмысление метафизического ландшафта русского Севера. Как говорил Осип Мандельштам о М. Волошине: «Он… почетный смотритель дивной геологической случайности, именуемой Коктебелем – всю свою жизнь посвятил намагничиванию вверенной ему бухты. Он вел ударную дантовскую работу по слиянию с ландшафтом».
Так вот такую же «ударную работу» проделал Свешников и в другой своей картине под названием «ОУМ». В ней тоже нет закадрового текста, она соткана из звуков, плеска воды, шороха облаков… Пространство, ландшафт Русского Севера становится твоим, ты его как бы проживаешь. При этом, я хочу заметить, сейчас много появляется фильмов, снятых туристами и путешественниками. Свешников - это не про туризм и путешествия, его фильмы про другое. Он предлагает зрителю прожить то, что увидел и почувствовал сам.
После просмотра хочется произнести нечто вроде «Всегда и вечно, пока стоят земля и горы», «Везде, где встает солнце» — были такие старонемецкие клятвенные формулы, связанные с вечностью и бесконечностью, суть которых закреплялась в ландшафтных образах.
Светлана Быченко, кинорежиссёр, директор программы "Разумный кинематограф" фестиваля "Первозданная природа", 2020 г.
Возрождение Атлантиды.
(о фильме «Озёрная элегия»)
Этот фильм, как и большинство других фильмов Свешникова, снят в Карелии, которую не случайно называют страной озёр. Легендарная Атлантида тоже была преимущественно морским государством, и сравнение её с фильмом «Озёрная элегия» – не случайно. Дело в том, что Атлантида погибла в результате нравственного падения, а Карелия на сегодняшний день является экологически чистым регионом Севера – и в природном, и в духовном смысле. И духовность этого края создавалась не одно столетие, о чём не менее талантливо сказано в других фильмах студии, в частности в «Юме» и «Беломорье».
Картина «Озёрная элегия» начинается с появления островов – различных очертаний и какой-то фантастической, неземной красоты… По своему величию эти кадры напоминают острова Лема-Тарковского, которые начали появляться на планете Солярис…
Первозданная природа – главное действующее лицо в фильме, но есть в нём и эпизодическая роль, которую играет человек. Этот персонаж появляется в фильме нечасто и напоминает егеря-охранника, осматривающего свои заповедные территории. Этот очень деликатный штрих, с использованием ультрасовременной моторной лодки, – словно намёк на то, что научно-технический прогресс нельзя ставить выше прогресса духовного, и прежде, чем вторгаться в природу, надо всё взвесить и обдумать.
Существует мнение, что некоторые жители погибшей Атлантиды перешли жить в просторы Мирового океана, и об этом напоминают подводные кадры «Озёрной элегии» .
А кульминацией картины стала розовая радуга – словно торжество Духа Прекрасного – и в природе, и в человеке. И не случайно этот эпизод, зафиксировавший загадочное явление при закате солнца, напоминает «Алые паруса» Александра Грина!
Заканчивается фильм тревожным предупреждением, потому что острова загадочной Карелии-Атлантиды снова погружаются в туман-океан, а надолго ли, – неизвестно… Здесь уже всё зависит от людей, жителей нашей, пока ещё существующей цивилизации…
Светлана Шакула, искусствовед.
|