Загадки фильма «Circus»
Первая загадка – это название фильма – почему «Circus», а не «Планета Земля» или «Наша жизнь на планете» или хотя бы «Природа и люди»?..
Разгадка следует тут же – даются несколько значений латинскому слову «круг», но музыка при этом настраивает на серьёзный и философский лад.
Круг – это и наша планета и другие космические объекты, это и кругообращение воды в природе и кругообращение-суета людей. Но после просмотра картины создаётся впечатление, что это всё-таки цирк – где одно представление сменяется другим. Серьёзное – смешным, величественное – обычным.
Фильм «Circus» – это и музыкальный сериал, где каждой серии дано название, хотя назвать их можно и по-другому…
1 серия – рождение нового дня.
Лишь рассеивающийся туман да любопытный взгляд пернатого хищника нарушает недвижимую тишину горного озера, а робкие солнечные лучи превращают утро в хрустально-нежную мелодию...
Утреннее солнце освещает не только макрокосмос – величественные горы, но и микрокосмос – свадебно праздничные наряды растений и насекомых.
С высоты птичьего полёта мы также наблюдаем удивительный лесной ковёр, но и сам орлиный полёт кажется не менее величественным и завораживающим…
2 серия – шествие небесных светил и облаков.
Именно шествие!!! Потому что обычные слова для этих божественных объектов не приемлемы – так торжественно и празднично могут шествовать только герои, созданные Мастерами…
3 серия – городская цивилизация.
И какой же контраст по сравнению с первозданной природой оказывает на нас обычный город, пусть даже и с древними архитектурными памятниками!..
Да, мы живём в этих городах, создаём техническую цивилизацию, но в суете будней часто забываем о Вечном, а такие произведения искусства, как «Circus», напоминает нам об этом…
4 серия – речное богатство Саян.
Волшебный круговорот воды – недостаёт только снегопадов да сугробов, но эта недосказанность и порождает чудо – загадку вечных ледников. Таким же величественным чудом кажется нам и танец горной речки, брызги-водопады которой – это сверкающие полотна абстракционистов. А музыка красноречиво подсказывает – танцевальное искусство подарила человечеству Богиня Воды, назначив первыми хореографами изящных представителей рыбного царства…
5 часть – жизнь города.
Ночной город со своими волшебно-разноцветными огнями имеет, бесспорно, определённую магию, но куда ему тягаться с магией природы!..
И как подтверждение этому – возникновение сумеречного зимнего пейзажа…
Словно история возвратилась вспять и вместо небоскрёбов сотворила горы…
6 серия – горная цивилизация.
Какая же это благодать – после уличных скоростей окунуться в успокаивающую симфонию осеннего камыша! И хотя авторы фильма утверждают, что снимали они всё беспристрастно, соединили они снятое с явным предпочтением природе – даже горные каньоны, напоминающие заброшенную цивилизацию, смотрятся намного приятнее, чем руины античного храма…
7 серия – индустриальный пейзаж.
Конечно же, это третья серия «Сталкера»!.. Только без людей. Здесь явно сказалось увлечение команды студии Дворжецкого неповторимым шедевром Андрея Тарковского.
8 серия – растительная симфония.
После трёх аккордов неподвижной вечности начинается цветочный балет – растения предгорий танцуют и поют, трудятся и волнуются. Мелодия их существования – это солнечная музыка божественного Вивальди, а заключительный аккорд балета – зеркальное озеро в гряде металлических гор – это лунный пейзаж, потому что операторам студии Дворжецкого подвластны все измерения…
9 серия – люди и верблюды.
В древнюю кочевую цивилизацию переносят нас азиатские праздники – с бутафорными повозками и неподвижными верблюдами, современными эмоциями и живыми характерами, но в то же время чувствуется здесь что-то первозданно-прекрасное – как игры детей…
10 серия – жизнь тушканчиков и жизнь горожан.
Конечно же, из этих двух жизней зрители выберут жизнь степных грызунов – пушистых и забавно-пугливых, напоминающих детство и любимые мультики, хотя в людской толпе тоже мелькают симпатичные мордашки – есть среди них и добрые «тушканчики»…
В этой серии показано волшебное превращение увиденного в произведение киноискусства, потому что всё снятое студийцы наделили своей позитивной энергетикой.
11 серия – людская память.
Бывает ли громкая тишина? Оказывается, бывает! – мы её слышим в фильме «Circus». Человеческое кладбище – это продолжение существования в других измерениях, но все надгробные памятники в мире создаются людьми – этим демонстрируется их память к покойникам.
А природа реагирует на Уход по-своему – тёплым летним дождём…
12 серия – вечная жизнь природы.
Дождь – это благодать, потому что он порождает весёлые горные речки, несущие свои воды в молочно-бирюзовые озёра с зелёно-сиреневыми берегами.
А на охране этих самоцветов стоят каменные исполины, увенчанные облаками – ну разве это не Рай? И хрустальный звон разноцветного мрамора подтверждает эту истину, переходя в молчаливый гимн Создателю – таким образом автор-постановщик завершает смотрины созданного им мира.
Что на земле прекрасней пирамид
Природы, этих гордых снежных гор?
Не переменит их надменный вид
Ничто: ни слава царств, ни их позор;
О рёбра их дробятся тёмных туч
Толпы, и молний обвивает луч
Вершины скал; ничто не вредно им.
Кто близ Небес, тот не сражён земным.
М. Лермонтов.
13 серия – мелодии и ритмы шоссейных дорог.
Сотрудники студии Дворжецкого – вечные путешественники, поэтому дороги и машины для них – это приятная музыка, которая резко контрастирует с красноречивой тишиной кораблей пустыни – традиционного азиатского транспорта.
Но все путешествия рано или поздно заканчиваются – пришло время рассказать об увиденном…
14 серия – Гимн Создателю и его кино-коллегам.
В завершающей части сериала «Circus» подводится итог величию первозданной природы, а заодно и величию всей нашей планеты.
Земля из космоса видится нам всего лишь маленьким шариком, но этому шарику авторы картины дали название «Circus», а что это означает, пусть каждый из зрителей решит по-своему…
Светлана Шакула.
|