Главная страница
Фильмы
Люди
Гостевая книга
Фотографии
Литература
Заказ дисков
Напишите мне письмо...

ЧИТА.РУ

4 дня в сентябре: что смотреть на Забайкальском кинофестивале?

• Дата: 14-09-2017

• Категория: Новости / Мероприятия

• Автор: Клара Хоменко

Программа Забайкальского кинофестиваля, как всегда, насыщена событиями. Творческие встречи, концерты, мастер-классы — и более шестидесяти игровых, документальных, короткометражных, анимационных картин. Какие фильмы будут представлены в конкурсной программе, чем хороша программа «Забайкальская жемчужина» и на что следует обратить особое внимание, если у вас есть дети – в нашем гиде по фестивалю.

Документальную «Миссию», снятую в Чарской котловине, не видел практически никто – но вот теперь у зрителей есть возможность по достоинству оценить фильм Александра Свешникова и его команды. Это фильм-исследование, кино о связи человека и места, поиск причин, по которым приходят люди в эти суровые, прекрасные, неустроенные места. Как и предыдущие картины – это бесценный проект, поскольку даёт забайкальцам возможность увидеть на большом экране не только знакомые места, но и отражение собственных проблем, мыслей и чувств.

 

ГТРК ЧИТА

Режиссёр Александр Свешников представил зрителям фильм "Миссия", снятый на севере Забайкальского края

• Дата: 16-09-2017

• Категория: Новости / Мероприятия

• Автор: Елена Бронникова, Фуад Насирли

Конкурсная программа "Жемчужины Забайкалья" Шестого Забайкальского международного кинофестиваля представлена тремя фильмами, снятыми в нашем регионе. Один из них - "Миссия" Александра Свешникова.

Задолго до начала фильма в фойе кинотеатра появляются первые зрители. Билеты раскуплены не все, люди идут сюда целенаправлено.

Галина Шевтунова: "Вообще, я очень интересуюсь природой Забайкалья, особенно севером. К сожалению, там я не была лично. Но всегда читаю всё, что есть о нём. Всегда смотрю картины, если какие-то есть, рисунки. И кто там бывает. Мне всегда это интересно".

Ева Ракитина: "Мы с супругом пришли на фильм "Миссия", поскольку очень понравилось описание. Ну и, конечно, основное то, что он снимался в Забайкальском крае, показывает прекрасную нашу природу. Очень интересно, что же продемонстрирует нам режиссёр?"

А продемонстрировать есть что. В этом плане наш край - не паханное поле. Бескрайние просторы дикой природы. Здесь пустыня граничит с вечной мерзлотой, на вершинах гор всё ещё лежит снег, а у подножья летают пчёлы. Всё это зрители увидели на экране. Герои рассуждают о многом: о местных жителях и их будущем, о том, почему же богатейшие месторождения так и остались неразработанными, и кому достанутся эти богатства. В ленте показаны исторические места: штольня Удокана, развалины Мраморного ущелья, где когда-то заключённые добывали уран. Но всё же герои фильма пришли на эту землю с определённой миссией. Какова она для каждого - главная интрига сюжета.

Картина прошла при напряжённом внимании и сильнейшем эмоциональном отклике публики - об этом говорят финальные аплодисменты. Фильм с довольно своеобразным послевкусием. Об этом говорят и создатели.

Сергей Козлов, автор идеи фильма: "Его слушать надо внимательно, этот фильм. Тогда его начинаешь понимать. Мы сами его когда смонтировали, сам смотришь его же... вроде, вы и придумали, и сделали - и с первого, со второго, с третьего раза только сам его же и понимаешь. Ну, тяжёлое кино, конечно, получилось". Съёмочный процесс занял два месяца. Но творческая команда, среди которой и забайкальский поэт, невзирая на природные условия, выполняли свою миссию с особым энтузиазмом.

Ингвар Аурум, поэт, актёр: "Мои ощущения были такие, как будто мы добываем краску - индиго, охру, ещё какие-то краски. Бриллиантовый зелёный. Чтобы у нашего режиссёра, когда он окажется в Москве, была вот такая палитра, и он должен нарисовать картину". Сам же режиссёр наделил картину своей миссией.

Александр Свешников, режиссёр: "Я считаю, что искусство должно заставить зрителя сомневаться в том, что он правильно живёт, правильно думает и вообще, где он существует. Вот у этого фильма такая же миссия, будем так говорить, - породить некое сомнение, которое является толчком к осознанию себя в этом мире и вообще своей собственной миссии".

 

ЗАБМЕДИА

Дневник кинофестиваля


• Дата: 16-09-2017
• Категория: Новости / Мероприятия
• Автор: Клара Хоменко

При полной безнадеге говорят: «Нет выбора». Забайкальский кинофестиваль про другую безнадегу: приходится выбирать, успевая на фильмы конкурсной программы и спецпоказов. Так что наш ежедневный обзор картин, показанных на фестивале, разумеется, будет неполон – и совершенно точно субъективен. «По млечному пути» - самый изруганный критиками фильм Кустурицы. И спецэффекты, мол, плохи, и Белуччи некрасива, и цирка много, и библейским символизм одолел. Да и вообще – сколько можно снимать фильмы о Балканской войне, которая давно кончилась? Но война никогда не кончается в тех, кто ее пережил. Вот и Эмир Кустурица, у которого разбомбили дом, раз в 10 лет снимает фильм о горящих деревнях, обстрелах, крови – и жизни, которая пляшет посреди всего этого под буйную и прекрасную музыку. Сербия в его фильмах - балканское Макондо, только вместо дождя из желтых бабочек тут божьи коровки, пчелы-спасительницы, часы, в которых то и дело застревают люди. Ругать эти самоповторы можно, только имея хороший вкус и не имея сердца. «По млечному пути» - классический фильм Кустурицы, где смотрит в камеру терпеливый ослик в яркой попоне и все ждут двойной свадьбы, а дожидаются миротворцев с напалмом. Единственная неожиданность здесь – то, что режиссер в кои-то веки сам сыграл в собственном фильме и оказался замечательным актером. Чудаковатый молочник Коста, который каждый день под обстрелами возит молоко с фермы в деревню, напоминает Франциска Ассизского, только святость его земная: пожалеть живую тварь, любить всем сердцем женщину. Бабочка летит над обугленным телом, прекрасная Моника Белуччи все время смотрит «Летят журавли» и плачет. Та война закончилась. Эта – нет, и спустя 15 лет Коста все еще ждет своего рая. «Только это и имеет смысл — любить кого-то изо всех сил». На первом сеансе конкурсного «Оралмана» было около 20 человек – в середине дня, в пятницу, на фильме никому не известного у нас казахского режиссера Сабита Курманбекова, и все досмотрели фильм до конца. Можно было бы не говорить все эти глупости, если б не бытующее у нас представление о зрителе, жаждущем только раскрученных имен да перестрелок. Кино – не только развлечение и отдых от тревог. Это еще узнавание себя в непохожем. Зеркало, отражающее чужое лицо, которое вдруг становится твоим собственным. История этнического казаха-репатрианта Сапаркула была снята к 25-летию государственности Казахстана и потому во многом, скорее всего, парадная. Но тем замечательнее та искренность, с которой она рассказана. Дулыга Акмолда, один из лучших театральных актеров Казахстана, ведет свою роль без единой фальшивой ноты. Лицо его почти неподвижно – и при этом пробуждает десятки эмоций. Неторопливое повествование обволакивает, затягивает в холодные белые степи, так похожие на забайкальские. Руина пустой мечети напоминает о десятках развалин, что стоят по всему бывшему СССР. И в конечном итоге «Оралман» - не только о возвращении к корням. Это фильм об исцелении от ран, нанесенных за сто лет, начиная с Гражданской войны и кончая Афганистаном. О том, что есть время разбрасывать камни, не думая, куда попадет – а есть время отодвинуть колючую проволоку и помочь выдолбить могилу в мерзлой земле. Перед показом «Миссии» в кассу стояла приличная очередь. Документальное кино о Кодаре и Чарских песках, о зоне БАМа и Мраморном ущелье хотели посмотреть многие, и жаль, что в рамках кинофестиваля был запланирован всего один сеанс. Забайкальскому зрителю просто необходимо такое кино - фильм-исследование, фильм-поиск, скол нерастаявшего в мае снега. Монументальнальная красота Чарской котловины здесь не цель и не суть – обрамление для рассказа о прошлом и настоящем, для размышлений о будущем. Вот промплощадка Удокана – а вот остатки Борлага. Вот едет по бездорожью отец Александр – а вот идет через леса с клюкой одинокий странник, ища покоя своей душе. Сложная образность стихов Ингвара Аурума и обыденные, как угол сарая, мысли о будущих праздниках, где китайцы будут плясать в русских косоворотках. То и дело теряется человек в древнем космосе здешней природы и появляется вновь – сам космос, дыхание Бога. Бесконечная дорога, медитация: почему мы такие? Что мы помним? Куда идем? Александр Свешников не дает ответов – он лишь будит разум и душу к размышлению, бередя попутно очень старые и очень больные раны, которые все мы, чья жизнь пришлась на распад одной страны и создание десятков других, носим в себе по сей день. И странное чувство оставляет по себе «Миссия» - одновременно тревоги и мира, краткого внутреннего утешения: ты не один на дороге, и никогда не будешь один. У тебя нет выбора – этот путь придется пройти. У тебя есть выбор – как ты сделаешь это.