Главная страница
Фильмы
Люди
Гостевая книга
Фотографии
Литература
Заказ дисков
Напишите мне письмо...

Биография Владислава Дворжецкого
(1939-1978)

Владислав Дворжецкий родился 26 апреля 1939 года в сибирском городе Омске в творческой семье. Мама Влада, Таисия Рэй, была балериной и хореографом, а отец, Вацлав Дворжецкий, – театральным актёром. Бабушка по маме, Асланова Лидия Ивановна, тоже работала в театре.

В 1946 году родители Дворжецкого расстались. И хотя с отцом отношения у Влада часто бывали непростыми, к его жене, театральному режиссёру Риве Левите, он всегда относился с любовью, называл «родная мачеха».

Не смотря на то, что Влад вырос в театральной атмосфере, быть актёром он не желал, потому что хорошо знал театр изнутри, и это его не привлекало. А ещё он, как сильная личность, хотел выделиться из родственно-театрального окружения и пойти собственным жизненным путём.

После окончания школы (1956) Влад поступил в медицинское училище, которое закончил с дипломом фельдшера-акушера. В 1959-1961 годах Дворжецкий проходил армейскую службу на острове Сахалин (г. Анива). Влада, как медика, назначили фельдшером-начальником аптеки медицинского пункта полка, и он прекрасно справлялся со своей должностью, потому что был ответственным и серьёзным человеком.
     На досуге – в армии, в училище – Дворжецкий организовывал различные мероприятия – веселил товарищей. Это стремление – радовать людей – было присуще Владу всегда, и недаром его называли человеком-праздником. А ещё Влад многих людей поражал своей эрудицией и мудрыми взглядами на жизнь.

В Аниве Влад познакомился со своей будущей женой Альбиной, ради неё остался работать на Дальнем Востоке. В 1962 году у четы Дворжецких рождается сын Саша, но в 1964 году молодая семья распадается.

Одной из причин развода было стремление Влада выйти из устоявшихся жизненных рамок и достойно себя реализовать. Медицина – прекрасная возможность для такой реализации, поэтому Влад уезжает в Омск к родным, чтобы поступать в мединститут, но так как документы в институт уже не принимали, он пошёл учиться в театральную студию (1964-1967), и через год учёбы театр настолько захватил Влада, что медицину он бросает окончательно.

Большое влияние на становление актёра Дворжецкого имел преподаватель студии Юрий Яковлевич Шишкин – с ним Влад обсуждал постановку спектаклей, разбирал творчество Гоголя, Достоевского, Гаршина, Булгакова.

Во время учёбы в театральной студии Дворжецкий познакомился со Светланой Пиляевой, которая стала его второй женой, в 1968 году у них родилась дочь Лида.

По окончанию студии Владислав работает в омском драматическом театре, но через полтора года решает бросить театр и уйти в геологи – его перестали удовлетворять роли, репертуар, постановка.

В 1972 году Дворжецкий скажет в интервью:

Если бы я не стал киноактёром, то пошел бы объездчиком в лес или рабочим в геологическую партию. Может быть, профессию менять полезно. Всегда хорошо уйти вовремя.

А ещё Владу не нравилось, что ему, как начинающему актёру, давали преимущественно эпизодические роли. С одной стороны, он хотел попробовать себя во всём и просил различные роли, а с другой стороны – не очень и добивался главных ролей, потому что знал, что его игру будут сравнивать с игрой отца. И 29-летнего актёра это раздражало, потому что он не собирался копировать Вацлава – и из гордости, и потому, что не любил повторяться. А ещё Влад хотел открыть что-то новое в своей работе. Позже он так и сделал – большое внимание в своём творчестве уделял мимике и молчаливым сценам. В этом искусстве он достиг таких профессиональных высот, что многим зрителям игра Влада казалась магией.

Зима 1968-1969 годов стала решающим периодом в жизни Дворжецкого – он серьёзно готовился к работе геолога – читал специальную литературу, собирал необходимые вещи. Но именно в это время Владу предложили работу в кино, и случилось это так. В 1968 году в Омск заехала ассистент режиссёра «Мосфильма» Наталья Коренева, которая искала актёров для фильма С. Самсонова «Каждый вечер в одиннадцать». Со слов Влада, он показался ей пучеглазым и смешным, и она взяла его фотографии, но в фильм Самсонова Дворжецкий так и не попал.

Позже фотографии Влада увидели режиссёры А. Алов и В. Наумов, которые собирались ставить «Бег» по Булгакову. Они сразу пригласили Дворжецкого на кинопробы – он показался им ярким представителем антигероя. Такое впечатление от образа Дворжецкого объяснялось не только его своеобразной внешностью, но и тем, что он был сильной и недовольной собой личностью – постоянно стремился к совершенствованию. Во время кинопроб режиссёры всё больше думали о том, что в роли Хлудова, самого грандиозного и значительного героя Булгакова, надо задействовать именно Влада:

Мы чувствовали во Владе что-то такое, чего нельзя было разменять на маленькую роль. Его тема – это тема сильного и глубокого человека.

В фильме «Бег» рассказывается о последнем революционном периоде в России, а образ Романа Хлудова, командующего фронтом Крыма, стал символическим образом эпохи – со всеми её минусами и плюсами. В Хлудове соединялись: аристократизм и жестокость, чувство долга и растерянность, профессионализм и трагизм. В исполнении Владислава Дворжецкого эта своеобразная смесь имела силу взрыва – шокировала, восхищала, поражала!..

Очень редко актёрам выпадает шанс сыграть в такой масштабной картине, как «Бег», а Владу выпал такой шанс, да ещё и ключевая роль. Работа над образом Хлудова была самой высокой вершиной в творчестве Дворжецкого – позже у него будут различные роли, но такой грандиозной уже никогда, потому что и фильмы такие грандиозные не часто создаются.

Но случайного в мире ничего не бывает – предоставив Владу огромную творческую возможность, судьба дала ему короткую жизнь – всего 39 лет. И Влад, судя по его дневниковым записям, чувствовал это.

Амплуа Дворжецкого – глубокие философские образы, умение передавать тонкие психические чувства.

Критики того времени отмечали:

Главное открытие фильма «Бег» – это Владислав Дворжецкий в роли генерала Хлудова. Этот актёр играет с поразительной силой, на грани человеческих возможностей. Он не просто играет, а невероятно талантливо передаёт высокую трагедию Совести и Расплаты.

Булгаков в своих произведениях не описывает битв революционных, он показывает битвы внутренние – битвы, которые происходят в душах людей, жизнь которых перевернула и сломала революция. И артист Дворжецкий талантливо передал эту внутреннюю битву – через муки совести своего героя, через его душевную драму.

Сразу после съёмок в «Беге» Дворжецкого пригласили в картину «Возвращение «Святого Луки». В этом детективе Влад проявил новые черты своего актёрского дара и сумел «переиграть» опытных артистов – его «Граф» получился настолько ярким и нестандартным, что полностью перетянул на себя все зрительские симпатии.

В 1972 году Влад скажет в интервью:

На меня посыпались предложения играть жутких бандитов. А бандиты мне не интересны, я хочу играть человека. Пусть такого, что ошибается, но человека полноценного. Мне близки герои-современники со сложным духовным миром.

Вскоре о Дворжецком и его необыкновенном таланте узнали режиссёры всех киностудий страны, и сразу же начали приглашать в свои фильмы. Но Влад, имея горький опыт работы в театре, к предложениям в кино относился очень осторожно и соглашался только на такие роли, которые заинтересовывали его своей новизной.

В частности, Дворжецкий мечтал сняться у Андрея Тарковского, и в 1971 году его мечта осуществилась. Конечно, и Тарковский заметил своеобразный талант актёра, и Дворжецкий сыграл у него роль пилота Бертона в фильме "Солярис".

И хотя Влад, будучи человеком скромным, утверждал, что в кино его привёл счастливый случай, корреспонденты, которые брали у него интервью, называли свои публикации «Закономерная случайность» и «Закономерное везение», обращая внимание на то, что у актёра с таким талантом и работоспособностью иначе и быть не могло.

Вторым положительным героем Дворжецкого становится Александр Ильин – мужественный романтик и первооткрыватель земли Санникова. Этот герой был очень дорог Владу – он тоже мечтал открыть что-то новое и грандиозное…

1972-1973 годы стали для Дворжецкого самыми плодотворными в кино, но особенную надежду он возлагал на роль писателя Галана в картине «До последней минуты». Воплощая на экране этот образ, Влад мечтал подняться до высоты Хлудова, но ужасная идеологическая направленность картины сделала Галана всего лишь прекрасным фантомом.

Зато в следующем году Дворжецкий сыграл немецкого офицера Хольца и снова поднялся на недосягаемую высоту – своей необычайной привлекательностью он почти затмил всех остальных героев «Единственной дороги».

В 1975 году Влад становится капитаном Немо – в одноимённом романтическом сериале. Роль благородного Властелина подводного мира увеличила популярность уже и без того известного и обожаемого актёра…

Феномен Дворжецкого состоял в том, что он был Властелином Духа и таких же Властелинов Духа создал на экране. Влад убедительно доказал: главное – ни сколько ты прожил, а как прожил, главное – ни сколько ты ролей сыграл, а как сыграл. То, что сделал Влад – было его чашей, выпитой до дна. Дворжецкого можно сравнить со звездой, которая 30 лет накапливала энергию, а потом так ярко сияла, что через 9 лет сгорела до конца.

Будучи по характеру Властелином Духа, Владислав и людские эмоции передавал соответственно – если другие актёры играли трагедию земного человека, то Дворжецкий играл трагедию Сына Божьего.

Талантливая игра Влада, в частности игра взглядом – это художественные картины в кинематографе, которые по силе чувств можно сравнить с шедеврами изобразительного искусства – картинами Андрея Рублёва, Леонардо да Винчи, Михаила Врубеля.

Режиссёр Александр Свешников говорил о Дворжецком:

– Влад прекрасно понимал, что имеет свою особую магию и именно этим и берёт зрителей с экрана. Но эта магия ему быстро надоела – он хотел попробовать себя в другом жанре, в частности, в комедии. Но так сразу взять и поменять амплуа нелегко, да и комедия с его участием превратилась бы в ироническую сатиру – Влад никогда бы не сыграл слабого или дурачка…

Со временем подобные творческие метания привели Дворжецкого к внутренней трагедии. Его актёрская «карта» закончилась, и он ничем не мог её заменить. Ему нужно было или искать другое амплуа, или идти в театр – но это тоже непросто. Поэтому его ранний уход, как это ни печально звучит, вполне логичный – все свои роли в амплуа трагического актёра он сыграл, а новую актёрскую «карту» так и не успел открыть…

Несомненно одно – Дворжецкий был уникальной личностью, уникальной во всём – в жизни, в творчестве, в мыслях, в поступках. Только такой Человичище, как он, мог создать на экране Хлудова, капитана Немо, Бертона. Его личность так огромна, что не вписывается даже в эти удивительные роли, он всё равно больше этих ролей, глубже, непостижимей. Именно его личность, его душа притягивали зрителей к экрану, а не сами роли.

В личной жизни Дворжецкий тоже был Властелином Духа – если чувство глубокой любви проходило, делать вид, что оно есть – он не хотел.

В 1971 году Дворжецкий и Пиляева решили расстаться, а в 1972 году Влад женится на своей новой возлюбленной – модели Ирине. В 1974 году у Дворжецких родился сын Дима, но в 1975 году этот брак распался.

В 1976 году Дворжецкий познакомился с Натальей Литвиненко (секретарём местного исполкома), которая стала его последней женой. Наташа и Влад были сильными и глубокими личностями, уважали взгляды друг друга, имели одинаковые духовные запросы.

С бывшими жёнами Дворжецкий поддерживал хорошие отношения до конца жизни, да и со всеми людьми Влад стремился всегда быть вежливым и скромным – здесь сказывалось врождённое благородство актёра и вечное стремление к совершенству. «Врагов у меня нет» – говорил Влад, и в своей жизни никогда и ни для кого не был врагом.

 

 

Умер Владислав Дворжецкий 28 мая 1978 года во время гастролей в Гомеле – от приступа острой сердечной недостаточности. В день смерти Влада была сильная гроза – сама природа оплакивала Уход Великого Человека…

 

ФИЛЬМОГРАФИЯ ДВОРЖЕЦКОГО:


1. «БЕГ» – генерал Хлудов (1971)
2. «ВОЗВРАЩЕНИЕ «СВЯТОГО ЛУКИ» – Карабанов-«Граф» (1971)
3. «МОЯ ЖИЗНЬ» (фрагменты первоначального варианта) – Мисаил Полознев      (1971)
4. «СОЛЯРИС» – пилот Бертон (1972)
5. «СТРАНИЦЫ» – атаман Орлов (1973)
6. «ЗЕМЛЯ САННИКОВА» – Александр Ильин (1973)
7. «ЗАРУБКИ НА ПАМЯТЬ» – коммунист Радукан (1973)
8. «ЗА ОБЛАКАМИ НЕБО» – лётчик Руднев (1973)
9. «ДО ПОСЛЕДНЕЙ МИНУТЫ» – писатель Гайдай (1974)
10. «ВОЗВРАТА НЕТ» – Николай Никитин (1974)
11. «ОТКРЫТАЯ КНИГА» – Дмитрий Львов (1974)
12. «САД» – посетитель фотоателье (1973)
13. «ЕДИНСТВЕННАЯ ДОРОГА» – гауптштурмфюрер Хольц (1975)
14. «КАПИТАН НЕМО» – капитан Немо (1976)
15. «ТАМ, ЗА ГОРИЗОНТОМ» – лётчик Руднев (1976)
16. «ЧУДО СВЯТОГО АНТОНИЯ» (кинокадры к спектаклю) – Святой Антоний        (1976)
17. «ЛЕГЕНДА О ТИЛЕ» – король Филипп ІІ (1977)
18. «ЮЛИЯ ВРЕВСКАЯ» – император Александр ІІ (1978)
19. «ВСТРЕЧА НА ДАЛЁКОМ МЕРИДИАНЕ» – физик Ник Реннет (1978)
20. «ОДНОКАШНИКИ» – Николай Лобанов (1978)

 

ОЗВУЧИВАНИЕ:


1. «Риск» – разведчик Курц (1970)
2. «Рудобельская республика» – коммунар Соловей (1971)
3. «Гойя или тяжкий путь познания» – испанский кардинал (1971)
4. «Открытая книга» – юный Дмитрий Львов (1974)
5. «Насими» – полководец Довлет-бей (1974)
6. «Капитан Немо» – военный министр Франции (1976)
7. «Ветер «Надежды» – офицеры корабля (1977)

 

Светлана Шакула, историк-искусствовед, автор книги "Феномен киноактёра Владислава Дворжецкого".