Главная страница
Напишите мне письмо...
В ГОРАХ ВОСТОЧНОГО САЯНА 2007
10 августа.

Утро. Холодно, голодно и мокро. Всю ночь сводило ноги. Меня трясёт. Жду, когда долину осветит солнце. Верхушки гольцов «горят» давно, а вот долина продолжает оставаться в глубокой холодной тени. Пока солнце не согреет меня, двигаться не смогу. Сам себе я напоминаю змею, окоченевшую от ночного холода и лежащую на пригорке в ожидании живительного солнечного тепла. Может, я тоже холоднокровная тварь? И человеком родился по какой-то необъяснимой ошибке природы?

Надо будет идти обратно. Абсолютно понятно, что Ледниковая изба находится на каком-то ответвлении основной тропы, продолжающей «тянуть» вдоль русла Большого Агула до самого, по-видимому, перевала в Прямой Казыр. Ну Захарыч! Мог ведь сказать! Меня и сбило с толку то, что вдоль тропы продолжались зарубки. Не будь их, я бы сразу понял, что изба где-то здесь!

Меня вновь забеспокоила судьба моих спутников. Я молил Бога, чтобы они хотя бы собрались вместе, не повторяя мои непростительные ошибки!

Как только солнце коснулось долины, я засобирался. Перед выходом вновь разжёг небольшой костерок и подогрел в термокружке воду для «утреннего кофе». После него жить стало веселее. Но когда в 10-30 я двинулся в обратный путь, то вскоре понял, что ноги мои еле ходят, а пот вновь струится градом, хоть и озноб продолжает трясти.

И всё же я поковылял по тропе. Километра через три, в том месте, где на GPS был изображён впадающий в Большой Агул с противоположной стороны Ледниковый ручей, и где по всем расчётам и должна была находиться изба, я решил сойти с тропы и пойти по направлению к реке, так как тропа проходила тут на расстоянии около полукилометра от неё. И только я сделал несколько шагов, как увидел метрах в двухстах сквозь стволы деревьев скаты крыши!

Решив оставить на месте рюкзак с камерой, чтобы потом по нему определить место поворота с тропы, и забив точку на GPS, я пошёл к избе. Каково же было моё разочарование, когда никакой избы не оказалось! Я бродил туда и обратно, пытаясь найти место, откуда увидел блестящую крышу, но ничего подобного больше не виделось. Это было знАком. Я понял, что необходимо оставаться на месте, бросать тут рюкзак, а самому выползать на тропу, ложиться на солнышке и ждать своих спутников.

Так я и сделал. Найдя большое поваленное дерево поперёк тропы, я снял сапоги, подложил под голову жилетку и вскоре уснул на этом самом дереве. Но спустя некоторое время вдруг очнулся оттого, что опять истекаю обильным потом, мне ужасно дурно и вот-вот вырвет (на счастье, тошнить мне было совершенно нечем). Видимо, сосуды, наконец, дали полный сбой от холода и переутомления. Я скатился с бревна в траву и кое-как перетерпел приступ недомогания. Через некоторое время мне вновь удалось забраться на своё «ложе», на котором я уснул в этот раз крепко и спокойно...

Часа через два я проснулся, услышав шаги. Даже жуткая усталость и плохое самочувствие не помешали мне оставаться бдительным. По тропе шёл Виктор. Вид у него тоже был довольно уставший (его рюкзак, похоже, оказался самым тяжёлым!). На мой вопрос об остальных членах нашей весёлой компании, он сказал, что они идут, но очень медленно, и скорее всего будут не скоро. Я предложил Вите сбросить рюкзак и расположиться рядом со мной, чтобы дождаться, наконец, всех.

Оказывается, все мы сегодняшнюю ночь провели порознь! Виктор, как и обещал, прошёл километра четыре после нашей последней встречи и остановился на ночлег. У него были с собой котелки и часть продуктов, а также все личные вещи, так что он устроился довольно неплохо. Через какое-то время его обогнали Надя и Сергей. Они всё-таки были далеко позади всех нас, и следы, которые я по ошибке принял за Надины – совершенно неизвестно кому принадлежали. Возможно, кто-то из охотников тут проходил несколько дней назад, так как в одном месте мы видели лошадиный помёт.

После встречи с Виктором Надя и Серёга решили пройти ещё немного и дотянули до самого высокого места тропы, где я снимал долину Большого Агула и оставил пачку из-под сигарет с записью. Место было не очень пригодным для стоянки, и Надя пошла поискать более удачное. В итоге она прошла довольно далеко вперёд, но потеряла тропу и, сняв рюкзак, принялась её искать. Когда я услышал о том, что произошло дальше – я не смог удержаться от смеха. Дело в том, что Надя нашла тропу, но потеряла рюкзак, и со свойственным ей упорством искала его до полной темноты (у Нади не очень хорошее зрение, и потому вполне естественно, что поиски не принесли результатов). В конце концов, набрав полные сапоги воды в очередном болоте, без спичек, еды, в одной тоненькой майке, она ночевала под каким-то кедром! Думаю, что ей было ещё тяжелее, чем мне! Серёга, перепугавшись за Надьку, сделал несколько выстрелов из ружья, и Надя их слышала, но потеряв всякие ориентиры в кромешной темноте, не смогла понять, откуда доносится звук.

Так вот и ночевали мы этой ночью: Серёга в палатке, с едой и костром, Виктор без палатки, но тоже с костром, продовольствием и одеждой, а вот мы с Надей – без палатки, без одежды и без еды, мокрые и продрогшие, не солоно хлебавшие и заблудившиеся!

Утром Надя вернулась к Серёге, тот накормил её и вскоре по приметам разыскал её рюкзак. Он был именно в том месте, которое описала Надя!..

Позднее девушка призналась, что её безумные ночные поиски рюкзака были вызваны тем, что она точно знала место, но будто бы леший или ещё какой злой демон постоянно водил её кругами.

Я почему-то вспомнил о привидевшейся мне избе. Конечно, не стоит всё валить на «нечистые силы», но какое-то чувство, что мы тут не одни, было тогда и у меня.

Скорее всего, Саянская тайга не очень дружелюбна к людям невнимательным, опрометчивым, переоценивающим свои возможности. Таких она «водит за нос» и жестоко наказывает.

Иными словами, мы получили хороший урок за нашу безалаберность и бездумное упрямство. Хотя, конечно, я очень сожалел, что кроме меня в этой истории досталось моему «верному оруженосцу». Надюшку было жалко и хотелось как-то улучшить её настроение в эти непростые дни начала нашего похода.

История, приключившаяся с нами в первый ходовой день автономной пешки заставила меня задуматься о будущих похождениях всерьёз. Необходимо раз и навсегда запретить всякие одиночные перемещения по тайге. Ведь хорошо ещё, что совершенно заплутать тут было невозможно, так как долина Большого Агула чётко прорезала Агульские Белки, справа и слева вздыбливались мощные горные кряжи, и уйти далеко от основного направления было практически невозможно. Но вскоре мы выйдем в гольцовую зону. Там никаких троп не будет. И такое, как сейчас, одиночное блуждание может иметь самые печальные последствия!

...Надя с Серёгой подошли только часа через три. Девушка еле волокла ноги, и взгляд её, казалось, блуждал где-то поверх, никого не замечая. Лепёхин был не лучше. Позже он признался, что от тяжести и непривычно длинных хождений он «стёр» коленки. Они у него сильно болели, и он даже высказал мысль, что не уверен в том, что сможет продолжать маршрут...

Я принял решение пойти к моему рюкзаку и расположиться на ночлег где-нибудь рядом с ним, а поиски Ледниковой избы отложить до завтра.

Так мы и сделали. Где точно находится изба, я даже предположить не мог. Карта GPS рисовала приток - Ледниковый ручей, именно в этом месте. Но когда я всё же вычислил наше точное местоположение и перенёс его на километровку, оказалось, что ручей приблизительно на километр дальше. Видимо, там и находится эта проклятая изба!

Как только мы разбили лагерь, пошёл хороший дождик. Однако мы всё равно плотно поужинали (я не ел уже больше полутора суток), умылись и лишь после этого улеглись в тёплую и удобную палатку!