Главная страница
Напишите мне письмо...
В ГОРАХ ВОСТОЧНОГО САЯНА 2007
13 августа.

Солнце! Прекрасное и спасительное Светило! Ночью казалось, что мы не увидим его уже никогда.

Но вот настало утро, дождь прекратился, и жизнь показалась доброй, весёлой и интересной!

Тепло, костёр, горячий чай... Мы даже умудрились просушиться!

Камера почти не намокла, вот только весь рюкзак был настолько влажным, что оптика, выставленная для обсушки, тут же запотевала, и приходилось ждать, пока внутренние линзы освободятся от влаги. Через некоторое время я смог даже снять несколько планов. Вокруг – безумная красотища! А впереди, где в небо врезаются островерхие гольцы – таинственный ледник Кусургашева, и за перевалом – долина реки Орзагай. Наш путь – туда, в самый центр Восточного Саяна!

Пока я снимал, а Надя готовила завтрак, внизу появился Витя. Он шёл низом долины, подтверждая наши догадки о том, что идя по склону, мы выбрали не самый лёгкий путь.

Виктор пришёл со словами: «Всё! Больше с Лепёхиным я никуда не пойду!»

Позже он рассказал мне, что Серёга вообще проигнорировал его ночное появление в избе и даже не помог ему разжечь печку, хотя тот пришёл весь мокрый и закоченевший. Более того, когда Виктор начал разводить огонь, а печь никак не поддавалась, Серёга ему даже не намекнул на то, что закрыл сверху печную трубу от дождя. Так и мучился Витька, пока не догадался посмотреть...

Странно и горько мне было слышать рассказ Виктора. Я мог, конечно, догадываться, почему Сергей себя так повёл. Он посчитал Витьку предателем, бросившим нас в горах. Ведь никто не знал, что Виктор самостоятельно решился ходить «челноком». Но, как бы там не было, в команде ТАК не поступают. Я, например, не представляю себя в положении человека, равнодушно смотрящего на то, как замёрзший и промокший Витя раскочегаривает печь, и даже не попытаться ему помочь! Наверное, Сергей просто не понимает, что все мы здесь находимся вовсе не в Москве! И наша жизнь и здоровье зависят только от нас самих. И если мы не будем помогать друг другу, могут случиться самые неприятные события... Помогать в тайге – это закон! Как бы ты не относился к человеку, преступать этот закон ты не имеешь права!

Мы с Витей пережили много разных моментов в нашей бродяжнической жизни. Но между нами было и то настоящее, что связывало нас неразрывной цепью. И вопрос: «Помогать или нет?» стоять перед нами просто не мог! У нас было Забайкалье, которое проверило нашу дружбу серьёзным испытанием. И я абсолютно уверен, что Витька точно так же вытаскивал бы меня из тех злополучных мест, как пришлось это делать мне. Самое главное между нами – абсолютная ясность позиции при любой ситуации. Если с другом беда – собственные проблемы уходят на второй план...

Не сочтите мои рассуждения «высокопарной демагогией». Меня поймут люди, которые пережили нечто, похожее на мои приключения. Наверное, Сергей просто ЭТОГО не переживал. Слушая Витин рассказ, который не был наполнен злобой, а скорее просто недоумением, я искренне надеялся, что Сергей раскаивается в том, как поступил ночью с Виктором. По крайней мере, я хотел бы в это верить.

Вышли со стоянки мы только в районе 16 часов. Путь очень тяжёлый. Всё время левая нога скользит по траве. Несколько раз мы поочерёдно сползали по склону. По пути я немного поснимал.

Прошли мы всего около двух километров, хотя потратили на это не менее четырёх часов. Я видел, как у Надюшки лопается терпение. Надо было принимать решение. И я, в очередной раз «проскользив» по мокрой траве добрый десяток метров, решил более не карабкаться наверх, а продолжать такой вот импровизированный «самоспуск», чтобы дальше двигаться уже по низу долины.

В итоге с горем пополам мы дошли до начала «перевальной трубы» и разбили лагерь рядом с небольшим снежником.

Весь вечер был посвящён приготовлению ужина. Дело это, действительно, непростое. К проблемам с дровами (для костра приходилось нарезать стружку из немного подсушенных корешков ивняка) прибавилась ещё и проблема со спичками! Выяснилось, что ни одна из моих зажигалок в данной сырости и на этой высоте не работает! А «Зиппу» я в экспедицию с собой не брал, за что, конечно, буду не раз ещё себя ругать. И тут оказалось, что все мы, понадеявшись друг на друга, спичек не взяли вообще! И богаты были лишь тем, что в моём «камерном» рюкзаке всегда находились несколько коробков, запечатанных в многослойный полиэтилен.

Иными словами, у нас на всё про всё было четыре с половиной коробка! Это страшно мало, если учесть, что Надя, начавшая сегодня разжигать костёр, потратила на это больше половины одного из коробков!

И поэтому, посовещавшись, мы решили спички изо всех сил экономить, и я даже обязался курить только тогда, когда горит костёр, чтобы не тратить «драгоценность» впустую!

Окончание долины Ледникового ручья перед перевалом в Орзагай.