Главная страница
Фильмы
Люди
Гостевая книга
Фотографии
Литература
Заказ дисков
Напишите мне письмо...
В ГОРАХ ВОСТОЧНОГО САЯНА 2007
4 августа.

Сегодня целый день мы с Надюшкой снимали. Предварительно поговорив с Захарычем и наметив кое-какой план, я в итоге согласился, что третью часть нашего фильма, которую предполагалось посвятить природе Саян, мы назовём «Тофаларский заказник», и «главным героем» её будет Владимир Богатырь.

Таким образом я не шёл ни на какие компромиссы. Захарыч оказался чрезвычайно интересным человеком и обаятельнейшим персонажем! Он прекрасно говорил – чётко, доходчиво, с юмором, у него было выразительное лицо, на котором можно было прочесть бесчисленное множество настроений и эмоций. Короче говоря, снимать Богатыря было большим удовольствием, и впоследствии я ни разу не пожалел, что эта часть фильма стала у нас «Богатырской», хотя в личных отношениях случались у нас разные моменты – от искренней любви до обиды и даже неприязни.

Как в последствии скажет Серёга: «Не встречал я в своей жизни более противоречивого человека, чем Захарыч...» Но и не может быть однозначной большая личность, коей, без сомнений, является Богатырь.

Сегодня же мы узнали, что Владимир Захарович – потрясающий поэт. Уникальный, поскольку тема его стихов – жизнь в тайге, и написаны они настоящим «таёжным языком», которым автор мастерски пользуется в своих строчках. Но при этом всё детство Захарыча прошло в Москве, там у него живёт мама в старом сталинском доме на Кутузовском проспекте, а сестра Света – художник, и обитает она в Париже со своим мужем-французом.

Много интересного узнали мы сегодня про нашего «главного героя». Кроме прочего также и то, что в этом году было совершено нападение на заказник, когда несколько дней на кордоне никого не было. Его жена Ольга, с которой он постоянно живёт и работает здесь, неожиданно сильно заболела, и пришлось Захарычу срочно отвозить её в город в больницу. И в эти несколько дней его отсутствия прилетал сюда вертолёт с «сильными мира сего». И настреляли, наловили, а также наблевали и нагрязнили эти деятели столько, что хватило Богатырю на месяц уборки! Убили быка изюбря на солонце, постреляли крохалей на озере, натаскали сетями рыбы...

А несколько лет назад, когда Богатырь выгнал отсюда заместителя мэра Нижнеудинского района со «свитой», на него завели уголовное дело, в котором инкриминировалось ему то, что он вырубил весь кедровый лес на Агульском озере и продал его в Китай!!! Сейчас это звучит смешно, да и тогда звучало так же, но вот Богатырю пришлось пускаться с Ольгой в бега, поскольку друзья предупредили его, что дело это серьёзное: «если не убьют, то почки отобьют наверняка...»

Многое из того, что мы услышали сегодня от Захарыча, потом вошло в наш фильм, поэтому не буду долго распространяться на эту тему.

 

Съёмки мы начали со скопы. Её гнездо находилось на высоком кедре над озером. Захарыч повёз к нему нас с Надей на моторке.

Богатырь волновался, так как давно не видел самца скопы, и у него закрались подозрения, что его тоже убили «гости» на вертолёте. Но, когда мы тихонько подплыли метров за двести к кедру, в небо вдруг взлетели две взрослые птицы, а в гнезде с помощью оптики мы рассмотрели и засняли двух маленьких птенцов. Богатырь был искренне рад, что вся семья была в сборе. Видимо, «отец семейства» немного гульнул «налево», но сейчас вновь вернулся к детям.

Сняли мы с Захарычем и красивый «ручной водопад», что летит с отвесной скалы изумрудными потоками на противоположном берегу озера. Очень красивое место – настоящий райский уголок в миниатюре! Рядом с водопадом Владимир Захарович прочитал мне в камеру своё самое любимое стихотворение «Мой дом». Оно станет ключевым и в нашем фильме, завершая таким образом Саянскую трилогию.

На ночь запланировали попытать счастья и попробовать устроиться с камерой в скрадке на южной оконечности озера и подождать там «зверя». Так как Серёга ещё строил катамаранную раму, а Виктор ему помогал и занимался хозяйственными делами, поехали мы опять с моим «верным оруженосцем» Надей. Надо сказать, что девушка наша приобрела уже немалый опыт работы, научилась различать оптику, разбираться в микрофонах, собирать и разбирать штатив. Главное, она всегда была рядом, и у меня не было необходимости несколько раз повторять свои просьбы во время съёмок. В последствии я, правда, совсем обнаглел и даже иногда просил её приготовить мне кофе или чай и «подать к камере». Было приятно и весело работать с Надей. И я искренне надеялся, что эта работа ей не в тягость.

Владимир Захарович Богатырь.

Часов в семь вечера Захарыч с Ольгой подъехали к нашей базе на моторке, ребята помогли нам погрузить аппаратуру, и мы помчались в противоположный конец озера. Был тихий летний вечер. По пути Богатырь рассказал несколько занятных историй, которые я заснял для фильма. Одна из них – о ловушке на волков, остатки которой мы наблюдали на берегу, другая – о случае, произошедшем зимой, когда подо льдом он как-то раз увидел необычного зверя. Зверь был гигантских размеров и медленно извивался под прозрачным льдом, заставив Захарыча вспомнить о Лох-Несском чудовище и прочих чудесах. И только спустя некоторое время тайна «чудовища» была раскрыта: им оказался огромный воздушный пузырь, который при движении Захарыча тоже начинал перемещаться.

- Честно говоря, - признался Захарыч, - я чуть было не наложил в штаны...

Далее наш путь лежал вверх по протоке Большого Агула, впадающего в озеро. Из-за прозрачной воды иногда создавалось ощущение, что глубины в реке не хватает, чтобы проехать на моторке. Но Захарыч уверенно гнал по извилистому узкому руслу, заваленному ко всему прочему упавшими деревьями. Мы попали в настоящий «берендеевский мир», где, казалось, не ступала нога человека, и за каждым поворотом протоки я ожидал увидеть нечто сказочное...

Захарыч сбавил скорость, а вскоре и совсем выключил мотор и начал перемещать лодку с помощью шеста. Говорил он шёпотом, заговорщически улыбаясь. Я подумал тогда, что из Богатыря получился бы неплохой актёр. Во всех его движениях, в звуке голоса чувствовалось, что он настоящий хозяин этих таинственных мест, и от этого ему приятно и спокойно на душе.

Скрадок, к которому мы подъехали в итоге, очень напоминал «избушку на курьих ножках», с одной стороны которой была протока Агула, а с другой – небольшое болотце. Домик, размером приблизительно три на три метра, стоял на островке, и его не сразу было заметно с воды. Искусственный солонец находился метрах в двухстах на другой стороне протоки, и его хорошо было видно через смотровое окошко и бойницу. Существовало и ещё одно, совсем крошечное отверстие в скрадке – слуховое. Захарыч подробно рассказал нам в камеру о солонцах, пожелал нам удачи и уехал, пообещав вернуться завтра утром. Мы остались с Надей одни.

Вначале, пока ещё не наступила ночь, мы решили внимательно осмотреть местность и установить камеру в скрадке. Вокруг были совершенно дикие места, и на какое-то мгновение нам даже стало жутковато. Уезжая, Захарыч подсыпал в солонец соли, сказав, что обычно изюбри приходят ночью или рано утром. В объектив камеры я хорошо видел это место. Но через час освещение упало, и мы приготовились ждать утра. Вся надежда была на то, что изюбри придут, когда уже можно будет снимать.

Эту ночь мы готовились провести в закрытом скрадке, молча, не куря (это было самым трудным для меня) и не ходя в туалет. Малейший шум или запах могли спугнуть пришедшего зверя, и тогда все усилия были бы напрасными.

Вид из скрадка.