Главная страница

В ГОРАХ ВОСТОЧНОГО САЯНА 2007
Оглавление
Вступление.

Пусть не судит меня строго читатель этих заметок – рассказчик из меня, прямо скажем, неважный, да и путешественником или даже туристом назвать себя могу с большим натягом. Но путешествовать люблю, не представляю своего существования без ночёвок в палатке где-нибудь...

20 июня.

Ровно неделя до нашего с Сергеем Лепёхиным (моим постоянным ассистентом) отлёта в Иркутск. Неделя до начала Новой жизни, которая так долго грезилась нам в мечтах, которую мы ждали и приближали всеми возможными способами...

28 июня.

После совершенно безумных дней сборов и подготовки одно единственное желание у меня – поспать. Как-то с этим пока не получается.
Вчера ездили с Володей Байцевым и Надей Борсук в мою монтажную. Показал им там...

29 июня.

Пока всё складывается на удивление удачно, даже не верится (после стольких мытарств в Москве!) В 9 часов утра по местному времени мы были в Иркутске на хорошо известном мне аэровокзале (всего пол-года назад я провёл здесь в общей сложности больше суток, когда...

30 июня.

Утром Мазуров прислал за нами машину, которая доставила нас к железнодорожному вокзалу. Теперь наш путь – на поезде до Нижнеудинска.
Удача продолжала нам сопутствовать: доехали мы без приключений и вечером, около 10...

2 июля.

Вчера вечером долго беседовали с Женей о наших планах. Завтра утром пойдём с ним вместе в Нижнеудинское авиапредприятие и закажем вертолёт для съёмок, а также узнаем о возможности улететь на праздник в Алыгджер в ближайшие дни...

3 июля.

Сегодня мы встретили на вокзале остальных членов нашей экспедиции. Они, конечно, были утомлены дорогой, и поэтому я предусмотрительно приготовил им номера в гостинице и договорился о «помойке личного состава» в гостиничном душе. Дело в том, что в городе...

4 июля.

Наши с Серёгой пешие походы от гостиницы до Багажного отделения и обратно каждые три-четыре часа стали чем-то вроде прогулок, прописанных предусмотрительным врачом в качестве успокоительного. Сегодня, к примеру, мы смело могли бы идти уже с...

5 июля.

Лёд тронулся! Мы с Надей в Алыгджере. Снял из иллюминатора почти весь пролёт от Нижнеудинска до Алыгджера. На самом деле, почти до самого посёлка тянутся ещё только предгорья Саян - плавно-холмистая местность, напоминающая низовья Кизира...

6 июля.

Вчера вечером связался по спутнику с Серёгой. Багаж они получили и ночью должны были уже выехать на Катышный. Получив это известие и поделившись им с Надей, я провозгласил сегодняшний день ДНЁМ НАСТОЯЩЕГО НАЧАЛА ЭКСПЕДИЦИИ! Только бы встретиться...

7 июля.

День праздника в Алыгджере.
Утром вдруг стало очень холодно. В течение дня несколько раз набегали тучи, и поливал небольшой моросящий дождик. Однако это не помешало празднику...

8 июля.

Ночью было холодно и нам затопили печку. А утром, когда я часов в шесть вышел с камерой, меня встретили до боли знакомые Саянские туманы над горами. Клочья белых облаков ползли по склонам, то опускаясь медленно вниз, то вдруг...

9 июля.

С утра, наскоро выпив чая и заплатив за «гостиницу» (как я понял – единственные, кто из гостей праздника вообще за что-то заплатил), мы побежали к аэропорту. В одиноко стоящем на поле сооружении нашли человека, сидящего «на рации» и попытались...

10-11 июля.

Два дня в Верхней Гутаре, в течение которых мы, параллельно подготовке к походу на перевал Федосеева, занимались съёмкой местных жителей.
Моя команда (ещё в полном составе) расположилась в полукилометре от посёлка на берегу...

12 июля.

В 7 утра я разбудил Витю и Надю, и они стали сворачивать лагерь на Каменке (Серёга ночевал на «веранде» Речкинского сарая.)
Мне хотелось побыстрее отправиться в путь, но вечно что-то мешало: то вьюки...

13 июля.

Ох, не люблю я эти тринадцатые числа!
Всю ночь – непрекращающийся ливень. Гутара «разбухла» и потекли ручьи вокруг избы и палаток. Трудно себе даже представить, как всё изменилось вокруг. Гутара, которую мы...

14 июля.

Переход до избы под перевалом Федосеева (приблизительно 16-18 км) занял в общей сложности часов шесть. Мы не торопились, к тому же я часто тормозил караван, чтобы снять очередной «проход». Потом эти кадры очень пригодились в монтаже фильма...

15 июля.

Проснулся я позже обычного – около 9 часов. Всё тело ныло, нога загадочно «стреляла» в области паха, но нужно было собираться и двигаться к перевалу, в непосредственной близости от которого нам предстояло разбить основательный многодневный лагерь. Дальнейшие...

16 июля.

С 11 до 19 часов мы с Надей ползали по правому борту долины Голубого озера и снимали цветы и общие планы. Лагерь находился внизу, под нами, и мы видели, как часов в двенадцать туда пришёл Витя. Я с облегчением вздохнул: на этот раз всё обошлось, и...

17 июля.

Сегодня идём в сторону цирка, из которого берёт начало Иден. А завтра мечтаем направить наши взгляды к Малой Киште с её большим тридцатиметровым водопадом.
Подъём по склону от памятника Федосееву был непростым. Метров через сто пятьдесят...

18 июля.

Несмотря на жару, которая донимает нас днём по полной программе (вместе с кровожадной мошкой), ночью подмораживает, и утром вода в ручье покрывается тонким слоем льда, а на растениях выступает иней...

19 июля.

Я встал в шесть утра, стараясь не обращать внимания на коленку (это почти удавалось), и начал готовить завтрак. Витя уже собирался на свою фотосъёмку. Что ж, у него «своё кино», у нас – своё. Вскоре картошка уже была готова и чай заварен, я разбудил Серёгу...

20 июля.

До 12 часов дня мы раскачивались: мылись, стирались, сушили вещи и аппаратуру, благо погода позволяла. И только в час дня двинулись с Серёгой и Надей на «Лепёхинскую горку», с которой Сергей впервые увидел долину Малой Кишты, и с которой я рассчитывал снять...

21 июля.

В 9 утра Глеб и Илья ушли на поиски лошадей, а мы начали потихоньку собираться.
Стояла невыносимая жара. Надя и я периодически окунались в бодрящую водичку Голубого озера. В три часа дня, когда лагерь уже давно был собран, меня стали одолевать...

22 июля.

Спать не получилось (сказались перегрузка, а также «стреляющий» палец и «горящие» от натёртостей ноги). В 6 утра я заварил себе кофе, посидел немного над дневником и начал постепенно подымать народ...

23 июля.

Утром поморосил дождик, но днём снова немилосердно палило солнце.
Наши сборы начались с того, что Глеб по моей просьбе подготовил лошадь для Нади. На это было потрачено довольно много времени, так как пришлось...

24 июля - 1 августа.

Увы, эти девять дней мы провели в Верхней Гутаре. Причина была единственной – оплаченный нами вертолёт господин Рытиков всячески откладывал по разнообразным причинам, как то: погода, технические неполадки, занятость другими, более...

2 августа.

Утро началось с привычного сбора временного лагеря (уже в третий раз), и к девяти часам все мы с вещами находились во дворе Речкинского дома в ожидании вертолёта.
Я созвонился с Рытиковым. Вообще, на эти бесконечные звонки в Нижнеудинск по...

3 августа.

Вчера вечером, когда вся моя уставшая команда сидела у костра, пред нами было «явление Чёрного Зайца». Серёга и я заметили какое-то движение на тропинке, ведущей к туалету. И когда мы встали и подошли ближе, то были буквально ошарашены...

4 августа.

Сегодня целый день мы с Надюшкой снимали. Предварительно поговорив с Захарычем и наметив кое-какой план, я в итоге согласился, что третью часть нашего фильма, которую предполагалось посвятить природе Саян, мы назовём «Тофаларский заказник», и «главным

5 августа.

Пока была хоть какая-то экспозиция, я наблюдал солонец в камеру. Но часов в двенадцать даже с повышенной выдержкой снимать было уже невозможно. Мы закрыли смотровое окно и пристроились в скрадке поудобнее. Стояла зловещая тишина, казалось...

6 августа.

Сегодня утром пошли с Серёгой порыбачить вверх по Сигачу, впадающему в озеро рядом с нашим лагерем. Серёга уже не один раз ходил на рыбалку и, надо сказать, в этом преуспел, поймав уже несколько приличных ленков и кучу хариусов. Мне же пока не удавалось...

7 августа.

С утра зарядил противный дождик. Голова моя раскалывается, как и ожидалось. Народ потихоньку собирает вещи, так как завтра мы планируем начать наш автономный поход в сторону Кинзелюкского водопада...

8 августа.

Выехали мы, как и положено, в дождь и при сильном встречном ветре уже после двенадцати часов дня. Причём первая попытка не удалась, так как перед очередным усилением дождя налетел шквал и наша гребля ровным счётом ничего не давала...

9 августа.

Первый день пешей части нашего автономного похода в сторону Кинзелюкского водопада.
Проковырявшись с распределением вещей пол-дня, вышли только в час. У нас рюкзаки зашкалили 30 килограммов, у Нади – за двадцать. Долго рассуждали, какие вещи...

10 августа.

Утро. Холодно, голодно и мокро. Всю ночь сводило ноги. Меня трясёт. Жду, когда долину осветит солнце. Верхушки гольцов «горят» давно, а вот долина продолжает оставаться в глубокой холодной тени. Пока солнце не согреет меня, двигаться не смогу. Сам себе я...

11 августа.

Ночью дождь прекратился. Однако заснуть у меня не получилось. И как только начало светлеть небо, я встал, разжёг костёр, выпил крепкого кофе, закончил записи в дневнике и даже частично постирал свою одежду...

12 августа.

С утра погода изменилась и набежали облака. Все сегодня варёные, как мухи. Прособирались аж до трёх часов дня! Я пытался как-то подогнать народ. Но Виктор никак не мог уложить свой рюкзак, чем вызывал вполне заслуженное раздражение у окружающих...

13 августа.

Солнце! Прекрасное и спасительное Светило! Ночью казалось, что мы не увидим его уже никогда.
Но вот настало утро, дождь прекратился, и жизнь показалась доброй, весёлой и интересной...

14 августа.

Утром опять пошёл дождь. Причём в самый ответственный момент, когда с огромным трудом разведённый мной костёр почти разгорелся. В итоге спустя время всё пришлось начинать сначала...

15 августа.

Утро выдалось солнечным и многообещающим. Виктор первым вылез из палатки и принялся разводить костёр. Я немного поснимал освещённые солнцем скалы над нами.
В 11 часов мы были готовы к выступлению. Сегодня, пользуясь погодой, нам необходимо...

16 августа.

Ночью шёл дождь. Но когда в 9 утра я вылез из палатки, на небе образовалось небольшое окошко с солнышком, и я успел снять несколько кадров, в том числе один цейтраферный (покадровый) с бегущими над долиной облаками...

17 августа.

Сегодня Саянская погода отколола нам очередной номер. С утра вся долина вплоть до самых верхушек гольцов была заполнена густым туманом. Затем вдруг туман этот почти полностью развеялся и выглянуло солнце, но спустя минут пять вновь навалило...

18 августа.

День отсидки. С утра льёт дождь, и нет никакой видимости. Необходимо ждать погоду. Конечно, сами по себе ползущие по склонам облака-туманы – зрелище завораживающее и почти мистическое. И я этого наснимал вдоволь. Но для съёмок верхних панорам...

19 августа.

«Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана...»
Месяц-то, действительно, вышел. Но вот туман не хочет рассеиваться ни в какую!
Правда, дождик вчера к ночи перестал. Очень боюсь, что с погодой повторится...

20 августа.

День периодически льющих дождиков и моей больной головы. Мы готовимся к завтрашнему походу в сторону Второй Фомкиной речки. Это будет нашим последним радиальным выходом, после чего начнётся большое, многоэтапное возвращение домой...

21 августа.

Один из самых трудных и длинных дней экспедиции.
Встали мы в 6 утра. Витя развёл костёр. Потом мы приготовили себе усиленный завтрак из пшёнки с курицей с добавлением сублимированной свинины...

22 августа.

День «отлёжки». Дождь продолжает идти, настроение безрадостное. Но мы, наконец, поели и просушили у костра некоторые свои вещи. Камера не работает и «пишет», что у неё...

23 августа.

Встали в 6 утра и сразу стали собираться.
Туман, морось. Вчера мы подъели все оставшиеся продукты, чтобы не тащить их с собой. Это было хитрым ходом – сегодня мы обязаны ночевать в избе. Там – еда, тепло, уют...

24 августа.

День чистки Богатырской посуды и необузданного обжорства. Надя набрала рыжиков (на этот раз настоящих!), жимолости. Мы уплетали многопакетные супы и каши, баловались даже оставленной здесь как раз для этого случая тушёнкой. В общем, наслаждались...

25 августа.

Каким же простым и знакомым показался нам обратный путь до Агульского озера! Конечно, кроме «горной тренировки», причиной тому была и хорошая утоптанность тропы. Надо отдать должное Богатырю – он расчистил и пропилил её. К тому же...

26 августа.

Несмотря на ворчание Виктора, сказавшего, что «он теряет драгоценное время», мы общим собранием постановили объявить себе выходной и посвятить его рыбалке, еде и сну.
Прибыв к кордону, мы рассчитывали на следующий же день отправиться в сплав по...

27 августа.

В 11 часов на распашных вёслах вышли в сторону кордона. Утром подморозило, но сейчас светило солнышко, от воды поднимался лёгкий туман, и озеро представляло собой зеркальную гладь, в которой отражались облака, горы и скалы по берегам...

28 августа.

Утром я дозарядил последние аккумуляторы и мы начали грузить катамаран. Как всегда, долго ждали только Витю. Он после пешего похода вообще стал каким-то насупленным, обозлённым. «Синдром двух месяцев» овладел им по полной программе. Мы втроём...

29 - 30 августа.

Два дня днёвки на галечниковой отмели напротив Агульской старицы.
Два дня Большого Скандала.
Не буду рассказывать подробности абсолютно мелочных причин, послуживших поводом к...

31 августа.

«Партсобрание» дало некоторые результаты. Несмотря на множество утренних дел, в 11 часов мы уже были на плаву. Так бы всегда!
Рядом со стоянкой мы сняли несколько кадров проплыва катамарана. Не уверен, что они...

1 сентября.

Вот и осень! Сын мой пошёл в пятый класс. Там совсем другой мир, другие хлопоты.
Но скоро и наше путешествие закончится, и начнётся жизнь, полная будничной серости, давок в городском транспорте, с массой неулыбчивых лиц и обозлённой руганью...

2 -3 сентября.

С утра с Серёгой и Надей пошли снимать «сцену охоты Федосеева». Для этой цели использовали стедикам, а Сергей смог, наконец, применить изготовленный «по образу и подобию» карабин...

4 - 8 сентября.

Сплав по Агулу, действительно, был лёгким и спокойным. Надюшка бессменно прогребла все 280 километров. Мы же с Серёгой периодически сменяли друг друга на руле и на месте одного из гребцов. Виктору весло так никто из нас и не доверил. Он не сильно...

Заключение.

Наш путь окончен!
Если «наши достижения» выразить в цифрах пройденных километров, эта цифра покажется смешной настоящим путешественникам или спортсменам-туристам. Но я никогда...

Схема похода к перевалу Федосеева.

Схема похода в долину Орзагая.

Схема сплава по Большому Агулу и Агулу.