ИГРАЕТ МУЗЫКА ДУШИ
"Зримая песня Владимира МАКИНА"
"Коломенская правда" 21 июня 1994 года
Автор - З.Пожетных
.. .Ранний зимний вечер. Дворец культуры тепловозостроителей.
У входа приглашение на "Двенадцатую ночь" Шекспира.
В партере после второго звонка неожиданно тихо, а со сцены
звучит выразительный, приятного тембра голос актёра в сопровождении
гитарных аккордов. Это Владимир Макин. Сегодня он выйдет на
сцену в роли Малъволио. Меня же он интересовал тогда как один
из самобытных молодых бардов... Давнишнюю любовь питаю к бардовской
песне. Пытаясь разобраться в причинах её устойчивой популярности
- вопреки былым гонениям и замалчиванию со стороны власть
придержащих в тогдашнем Союзе - начинаешь понимать, в чём
тут дело. Несомненно, в органическом единстве Поэзии, Музыки
и Исполнителя. Именно в этом творчество авторов-исполнителей
своих песен очень близко устной народной поэзии: пели свои
стихи поэты-музыканты разных народов с древнейших времён.
Их называли певцами, в средневековой Европе - бардами, менестрелями
и так далее, а на Руси - гуслярами и скоморохами. Ведь кто,
как не автор, лучше донесёт - да к тому же при непосредственном
общении со слушателями - мысль и чувство, заложенные в его
поэтическом слове? Так "слова простые и бесхитростный
мотив", а ещё созвучие личностной интонации ритмам своей
эпохи делали творчество певцов чрезвычайно демократическим
- в самом высоком понимании этого слова. "Поющие поэты"
стали появляться в нашей стране в конце 50-х - начале 60-х
годов. Уже в пору "хрущёвской оттепели" живая "самодеятельная
песня" многими воспринималась как нечто близкое либо
как откровение. Герой моего "очерка-повествования"
родился в те самые 60-е. И вырос на песнях Б.Окуджавы, Ю.Визбора,
В.Высоцкого и других лидеров жанра старшего поколения, с их
честностью перед собой и обществом, романтической приподнятостью,
иронией и юмором. Мировоззрение В.Макина и других авторов-исполнителей
новой волны 80-х (имею в виду не только бардов, но, конечно,
и рок-певцов уровня, к примеру, Б.Гребенщикова), как и всего
поколения, формировалась в атмосфере двойной морали: про себя
одно, вслух другое. От равнодушия, цинизма или нигилизма мыслящая
молодёжь спасалась сама - как могла. К авторской поэтической
песне Владимир пришёл не сразу... Как многие поэты ("профи"
и не относящие себя к таковым), он неожиданно реагирует на
оброненные кем-либо фразы, например: "Белая лошадь шла-шла
и упала..." или "Эту песню я не знаю". В результате
такого своеобразного импульса и появились баллада «Белая лошадь»
и «Ещё не начатый романс». Он развивает военную тему в авторской
песне ("Балагур", "Вальс на перроне",
"Домой!"), имея на это право, ведь «память вымокла
от крови, что пролил дед мой в речку Сож» Органическое родство
с фольклором проявляется у молодого автора в изящной ("Рукавиченьки")
и нарочито грубоватой ("Враг дотопал до Можая")
стилизации под русскую песню. Когда же Владимиру хочется "порезвиться",
он начинает играть словами:".. .валежник сложив в изголовьи,
под ёлочкой съёжился ёж" ("Та ёжная песенка")
- так появляются песни "шуточно-зоологического"
цикла. Автор поигрывает словами не только в озорных песенках,
но здесь эта грань его стихотворства, по-моему, заметнее.
Словом, "его стихи, что с музыкой слились", совершенно
не похожи друг на друга: от высокой лирики "Con anima"
до песенки "рапсодии" с шокирующим названием "Закусочная",
от сдержанной патетики "Домой!" до песни-фейерверка
про львёнка Бэлло. У В.Макина-исполнителя удивительная доверительность
интонации. Это легко помогает поющему автору устанавливать
обратную связь с залом, будь то на сольном концерте "Песня,
баллада, романс" в ноябре минувшего года в ДК тепловозостроителей,
или на юбилее его родного педагогического, или на открытии
рождественской выставки в "Доме Озерова".
Уже на первом из трёх концертов нельзя было не заметить,
что его артистичность (без эффекта на публику) и музыкальность
(при том, что лёгкое дыхание его мелодий не мешает расслышать
сердце его поэзии), непринуждённое владение голосом и инструментом
- всё работает на рождение на наших глазах "зримой песни".
Так я открыла для себя этого неординарного человека и его
песенный мир, ставший мне близким. А знакомство состоялось
позже.
3. П.: - Владимир, как вы пишете песни?
В.М.: - Легко. Если писать их иначе, то есть передумывая,
перечёркивая и переписывая, то можешь сразу искать мусорное
ведро.
- Как они рождаются?
- Как дети: в разное время и при разных обстоятельствах. Но
чаще всего неожиданно, среди ночи.
- Все ли ваши стихи стали песнями?
- Да, если они сразу легли на музыку.
- Ваше артистическое кредо?
- "Всегда" (шутка) : выдержанность образа над вымученностью
его.
- В театре есть школа переживания и школа представления. Какая
вам как поэту-актёру ближе в концертах?
- Смотря какая песня. Если серьёзная, то, скорее всего, первая.
Если "несерьёзная" - то обе.
- Композитор Дашкевич, который тоже пробовал себя в жанре
авторской песни, дал ей неожиданное определение: парадоксальная...
- Почти полностью готов с ним согласиться. Но парадоксы уместны
не в каждой песне.
Иногда ими можно сбить ровное лирическое дыхание. Однако иногда
они помогают мне, когда необходимо заставить зал навострить
уши и душу, обратить внимание на то, на что обычно внимания
не обращаешь. Как, скажем, в "Песенке о словах":
мы все разные, как Библии. Разве не так?
- И парадоксальные, да? Согласна, пожалуй. Но, честно признаюсь,
что понимаю не все ваши песни.
- А это нормально. Я их сам не всегда понимаю. Иногда напишешь
- и всё вроде бы просто, как "мама мыла раму» А утром
проснёшься и думаешь: "А какую она, собственно, "раму
мыла" и на каком этаже?!" Дурдом, короче. Вот, я
написал песню. "Окна" называется. Начинается она
так: Все крыши улетели на юга. Пустились пятистеночки в бега...
Ну как, "крыша поехала"?
- Я боюсь тебя обидеть.
- А ты не бойся: у меня самого она иногда едет... А иногда
- летает.
- Ты называешь себя поэтом-песенником...
- Верно.
-...всё же какие песни ты поёшь в узком кругу, какие - в зале?
Одни и те же?
- В основном, да. И там, и там я стараюсь быть откровенным,
только в узком кругу пою и о сокровенном. У певца, актёра,
одним словом, человека сцены душа может быть обнажённой, но
не "голой". К тому же зал не прощает панибратства.
"Человек сцены"... Это утверждение поэта с гитарой
и одного из ведущих актёров КНТТ (другая его интересная роль
в сезоне - Счастливцев в "Лесе") не только "звучит
гордо", но и ко многому обязывает. Так, он считает, что
если вышел на сцену с песней, должен быть актёром. И надо
ли говорить, что служение Театру помогает Владимиру выстраивать
не только концерт в целом, но и отдельную песню? Авторскую
песню нередко сравнивают с "театром одного актёра".
Кто знает нашего земляка, думаю, согласится, что сравнение
попадает в цель.
Наряду с поэзией и гитарой театр для него больше, нежели увлечение.
Я бы сказала: призвание. Среди значений этого слова есть такие:
наклонность, предназначение. А если наклонностей много, да
и способности к разному? Сам он говорит о своей творческой
распылённости. Но, с моей точки зрения, точнее было бы сказать:
творческий поиск. Из его любви к театру родилась, к примеру,
"сурьёзная" "Пьеса для двоих" ("Финал
простой -она ушла к другому") о двух вечных персонажах
мелодрамы не то на сцене, не то в жизни. Сей вид искусства
- неиссякаемый источник его песенного вдохновения. Как, впрочем,
и реальная жизнь:
«И жизнь - наш драматург,
А режиссёр - судьба.»
В спектре излучения песен В.Макина преобладает линия добра,
доброты, доброжелательности. Именно об этом песня периода
юношеского максимализма "А доброму - награда...":
«Я всё же верю вашим добрым лицам,
В то, что второго нет у вас лица»
И "Стены и мосты" десятилетие спустя:
«Не лучше ль гнев разменивать на милость,
Не помнить зла, чтоб в сердце не копилось.»
Стихи В.Макина на бумаге не без огрехов, но, слушая пение,
о них не спотыкаешься. В соответствии с жанром слова у него
обычно выше мелодии: она на втором плане "картины".
Его собственное определение на редкость образно: сочетание,
нет, венчание стиха с музыкой "при их обоюдном согласии".
При оценке конкретной бардовской песни нельзя упускать из
виду, что для неё характерен "эффект целого". Это
значит, что произведение может стать явлением искусства только
в момент исполнения, тогда как каждый компонент в отдельности
не обязательно достигает уровня совершенства.
Целый ряд его стихотворений, ставших песнями, однако, вполне
удовлетворяет критериям профессионального мастерства. По понятным,
надеюсь, причинам я выбрала лишь две песни (обе, кстати, автором
отнесены к своим "программным вещам") в качестве
примера выдержанности образа.
Целиком текст песни "Домой!" (надпись на воинском
эшелоне) ранее был напечатан в "КП". На концертах
исполняется часто и воспринимается как песня-разговор, песня-воспом
инание:
Когда кончилась война,
Я, ребята, не заметил.
Та же серая стена,
Те же койки в лазарете.
Справа - Жорка Гогия,
Слева - голая пружина,
А на третьей койке - я,
А точнее - половина...
Жестокая и горькая правда войны... Не разумом, а сердцем ощущаешь
всю боль, всю пронзительность песни, в которой выразительными,
лаконичными средствами, без пафоса и "высокого слога",
создан образ русского солдата. Если окажется, что фронтовики
считают невоевавшего Макина своим, как Высоцкого в своё время,
то это не будет чем-то неожиданным. Песня принимается единодушно,
всем залом. Можно не запомнить слов, даже забыть её название,
но останется главное: сильнейшее впечатление от всего музыкального
и поэтического строя песни.
Сила воздействия песни на её создателя была такова, что о
войне он больше не писал...
"Con anima" ("Играет музыка души") - в
переводе с латыни "с душой". Это указание исполнителю
музыкального произведения встретилось В.Макину в одном из
нотных сборников и преобразилось в название. "Con anima"
-несомненная удача автора. Поэтика лиричнейшего, на мой взгляд,
из созданных В.Макиным романсов сравнима с искусным и хрупким
творением талантливых рук человеческих. Но вслушайтесь сами
в музыку стиха. Ощутите, как держат "каркас" этого
изысканного стихо-творения последние строки каждой строфы.
Вдумайтесь, какую смысловую нагрузку эти строки несут. Почувствуйте,
как от строфы к строфе набираются песенная высота, полётность:
- Играет музыка души.
А душу, видно, сделал
Страдивари.
Звучат верлибры
Незнакомых арий,
Листами нотными шуршит
Маэстро, маэстро,
Сюиту вяжет дирижёрской спицей,
И хочется с друзьями помириться.
Играет музыка души,
Должно быть, сочинил её Пуччини.
Но только по неведомой причине
Она осталась с ним лежать в тиши...
Оркестра, оркестра,
И лунный свет на клавишах пылится,
И хочется с врагами помириться.
Играет музыка души,
Которую никто, никто не слышит.
Крещендо подбирается всё ближе,
Смычками в прошлом ворошит.
Presto, presto -
Так сердце в грудь мою стучится,
И хочется с тобою помириться.
Играет музыка души -
Скрипичная щемящая природа.
И дирижёр, высокий, словно нота,
Над пультом что-то ворожит.
Маэстро, маэстро,
Взлети над нами чёрно-белой птицей!
Так хочется с тобою помириться!
Авторский стиль в "Con anima" я бы рискнула назвать
стилем высоко-высокопарящего романтизма. Не без оснований,
думаю, можно говорить об индивидуальном стиле В.Макина, так
как приёмы и обороты повторяются из стиха в стих: образ парящей
птицы, скрипки, использование игры слов, иронии, неожиданных
эпитетов и метафор и т. п. Ну, а если согласиться с афоризмом
Ж. Бюффона, что "стиль - это человек", то не получим
ли мы ещё один - и весьма выразительный - штрих к творческому
и человеческому портрету Владимира Макина?
Кому любопытно, каков же чуть ли не идеальный герой очерка
не в деле, которому он служит, а в прозе жизни, отвечу так.
Такой, как и на сцене: разный. В сущности, как и "все
мы" (см. интервью). Но он счастливо соединяет в себе,
на первый взгляд, несоединимое: лёгкость (но не легковесность)
и глубину (но не самокопание и заумствование); а ещё ироничность
и уязвимость, простоту в общении с некоторым ореолом избранности.
Но если всё же, вновь "настроясь на волну стиха",
помечтать за нашего поэта-актёра, то хотелось бы, чтобы его
песни чаще звучали в родном городе, находя своего нового слушателя;
хотелось бы увидеть спектакли КНТТ, где авторская песня под
гитару заняла бы своё, достойное место, благо в отечественном
театре двух-трёх последних десятилетий есть примеры удачного
синтеза двух видов искусства; и ещё хотелось бы подержать
в руках сборник стихов В.Макина...
Более всего в его творчестве я ценю то, что своими песнями
он с неизменными искренностью, доверием и любовью к людям,
то волнующе, то озорно, несёт так необходимые нам доброту,
радость и человечность. Кстати, не случайно один из своих
концертов он предполагал назвать: "Играет музыка души".
|