Главная страница
Фильмы
Люди
Гостевая книга
Фотографии
Литература
Заказ дисков
Напишите мне письмо...
В ГОРАХ ВОСТОЧНОГО САЯНА 2007
10-11 июля.

Два дня в Верхней Гутаре, в течение которых мы, параллельно подготовке к походу на перевал Федосеева, занимались съёмкой местных жителей.

Моя команда (ещё в полном составе) расположилась в полукилометре от посёлка на берегу Гутары у впадающего в неё ручья, называемого Каменка. Место было выбрано единогласно, хотя я и посетовал на то, что оно далековато от «базы», то есть дома Речкиной, где жил я со всем экспедиционным имуществом в любезно предоставленном Лидией Ивановной отапливаемом сарае. Но народ мой не желал мозолить глаза местным жителям и хотел чувствовать себя более независимо. (Забегая вперёд скажу, что даже эта отдалённость в итоге не помогла избежать некоторых конфликтов.)

Выбор персонажей для съёмок мы предварительно согласовали с Речкиной. Возможно, она и не предполагала, что из этого получится, но выбор её мне понравился. Все персонажи оказались людьми интересными, своеобразными, и потом практически из каждой нашей съёмки что-то вошло в картину.

Начали мы с семьи Савицких – Петра и Зинаиды. В 1969 году они участвовали в захоронении праха Григория Федосеева на Иденском перевале (впоследствии перевале Федосеева). Говорил, в основном, Пётр, жене же он не давал сказать слова, и у неё только влажнели глаза, когда речь заходила о вдове Федосеева, Елене Иосифовне Глосинской. Прозвучало и несколько слов о жизни в Тофаларии (семья живёт здесь с 1957 года). В конце съёмок Пётр Арсентьевич так разошёлся, рассказывая о себе, что мы с трудом смогли его остановить.

Далее, в связи с тем, что ливанул вдруг дождь, мы переместились в наш сарай, где лежали вещи экспедиции, и сняли там саму Лидию Ивановну. По моей просьбе она прочитала несколько своих рассказов (о их существовании я знал ещё в Москве благодаря сайту Жени Евтухова.) И потом разговор перешёл к проблемам сегодняшней жизни тофов. Не могу сказать, что Речкина как-то кривила душой, говоря высокопарные слова о возрождении Тофаларии. Она так чувствует, так мыслит. Несомненно, есть в ней и жажда собственной выгоды. Речкина, как мы вскоре поняли – одна из самых небедных жительниц Верхней Гутары, так как владеет большим количеством лошадей, используемых различными туристическими группами, которые ей поставляет Женя Евтухов. Мы тоже заплатили ей кругленькую сумму за каюрские услуги. Но, как говорится, Бог ей судья. Она, в отличие от большинства жителей посёлка, не сидит сложа руки. Работает и получает вполне заслуженное вознаграждение. А уж что там у неё внутри на самом деле – не нам судить...

Лидия Ивановна Речкина даёт интервью для нашего фильма.

Второй день в посёлке начался со съёмок Лилии Ходогоновой - пожилой глухой женщины, которую мы попросили исполнить тофаларскую народную песню. Честно говоря, не думал, что из этой затеи что-то получится. Но песня, автором которой оказалась сама исполнительница, впоследствии станет чуть ли не лейтмотивом всего фильма о Тофаларии. На самом деле, исполнение было довольно страшненьким, так как голоса у женщины не оказалось, это был просто ритмический хрип, но чрезвычайно выразительный, уже во время съёмок заставивший меня содрогнуться. Что-то в этом было невыносимо печальное, безысходное, как голос из прошлого века, который хочет донести до сегодняшних слушателей нечто удивительно важное, но уже не может, потому что звуки застревают в горле, да и вряд ли кто поймёт слова...

Надюшка сегодня целый день носила тяжеленную телескопическую удочку с микрофоном, а Серёга помогал мне с камерой и со светом. Я был обоим безумно признателен за тяжёлый профессиональный труд – всё было сделано качественно и вовремя. Самому же мне пришлось снимать с ручного стедикама - приспособления для балансировки камеры, которое надо было держать на вытянутых руках, а весило оно не меньше 12 килограммов! В общем, всем досталось, но и результат, как мне казалось, был неплохим.

В завершение у подвесного мостика через Гутару мы сняли сцену разговора Речкиной с ветеринаром («копытчим доктором») Василием Ходогоновым о возрождении оленеводства.

Вечером приехал Женя Евтухов с каюрами, вернувшись после заброски группы туристов на Казыр. У него всё хорошо. Рассказал, что тропу подновили и наш поход на перевал Федосеева должен пройти без особых сложностей.

Перед сном (так как поселился Женя со мной в Речкинском сарае) я показал ему на ноутбуке раскадровки снятого в Алыгджере материала, мы пообщались о наших планах и мирно уснули.

Семья Лилии Ходогоновой (в центре с ребёнком), исполнявшей в нашем фильме песню.